Автомобиль может быть какого угодно цвета, при условии, что этот цвет — черный. Так говорил Генри Форд I, когда продавал свою «Жестянку Лиззи» — самый первый Ford T, который перевернул ход автомобильной истории. Перефразируя гениального американского инженера и предпринимателя, масона и революционера по совместительству, можно сказать так: в Европе может хорошо продаваться какой угодно Форд, при условии, что это — Форд Фокус.
Рождение легенды
Встречай меня, Европа
Фокус первый. Перевоплощение
Ничего подобного Европа еще не видела, и от Форда ожидать такого перевоплощения было сложно. От Ситроена — сколько угодно, но чтобы консервативный концерн вкинул такой пируэт, не ждал никто. Достаточно бегло посмотреть на сам силуэт, и рядом с ним просто меркли Volkswagen Golf и Opel Vectra. Высокая линия задних фонарей, так непривычно расположенных на хэтчбэке под самой крышей, четко очерченные линии колесных арок и передок с очень необычной для того времени оптикой, смотрелись очень свежо и нисколько не напоминали Эскорт.
Русский Фокус
Почему-то корпоративная этика не позволяет акцентировать внимание на том, где собран автомобиль. Есть бренд, есть машина, получите распишитесь. Объяснение этому, конечно, есть. Тот Форд, который был собран в Испании, отличается от автомобиля, собранного в Германии. Он не лучше или хуже. Он немного другой, он пропитан другим воздухом и в любом случае ассимилировался. Пускай даже через отвертки слесарей, собирающих его на линии узловой сборки из поставляемых комплектов. Так сложилось и в России.
Компания решила пойти по радикальному пути. У Форда с Россией были особые отношения еще с тех пор, когда в 1925 году под Ростовом начали производство тракторов со странным для местного уха названием Фордзон, не говоря уже о сотрудничестве компании с царским режимом. Не особенно афишировалось, но и не сильно скрывалось то, что завод в Нижнем Новгороде был построен Фордом, и все советские автомобили ГАЗ не имели никакого отношения к отечественным разработкам. Это были лицензионные копии Ford A и модификаций.
История повторилась и в 1999 году. Форд решил построить совершенно новый завод на территории России для крупноузловой, или, как мы ее называем, отверточной сборки. Местом для постройки был выбран Всеволожск под Питером. Это было тем более странно, что ситуация стабильностью не отличалась, тем не менее, в 2002 году завод был сдан в эксплуатацию. На нем собирали Фокус первого поколения, на то время уже снятый с производства в Европе, и Мондео.
Фокус второй. Ассимиляция
Второе поколение Форд Фокус появилось в Европе несколько раньше, чем у нас, и не пользовалось такой бешеной популярностью, как первая модель. Зато в России дела пошли хорошо. Учитывая генетическую любовь местной публики к седанам, руководство русского Форда сделало упор именно на нем, поэтому, если доводится видеть на дороге Фокус в кузове седан, это стопроцентно питерская сборка.
По сравнению с первым поколением дизайн стал несколько спокойнее, если не сказать, скучнее, но на продажах это не отразилось никак. Автомобиль больше напоминал уменьшенную копию Мондео, хотя многие объясняют это корпоративным стилем. Как бы там ни было, в техническом плане второй Фокус значительно стал крепче и прогрессивнее, но глобальных изменений инженеры решили не вносить до 2008 года, пока модель не перенесла глубокий рестайлинг. В результате от предыдущего автомобиля осталась только линия крыши, а передок преобразился кардинально. Также были изменены выштамповки кузова на бортах, стали более выразительными колесные арки и более рельефным стал капот.
Но настоящим украшением модельной гаммы Ford Focus 2 стала версия RS. Она была представлена в Лондоне в 2008 году и собиралась только в Германии. RS — rally sport, и это значит, что гражданскую модификацию боевого раллийного автомобиля что-то роднило с большим спортом. Большие возможности, большая мощность и большая цена. Но автомобиль стоил своих денег. На него установлен двигатель RS Duratec, который крутил 400 Нм и выдавал 305 сил мощности. Двигатель имел новую мощную турбину, совершенно другую систему выпуска, что сказалось на динамических показателях. Настоящий зверь — первая сотня менялась через 6 секунд, а максималка была в районе 263 км/ч. Узнать этот автомобиль довольно просто — он красив, как Бог. Дизайнеры постарались выжать все, что могли из хэтча второго поколения, и он получил спортивные обвесы, другую переднюю оптику, литые диски увеличенного диаметра. И только три цвета — белый, ярко-зеленый и насыщенный голубой. Выглядит просто шикарно, убедитесь сами.
Фокус третий. Глобализация
При работе над третьим поколением инженеры старались сделать так, чтобы автомобиль выглядел одинаково на всех европейских рынках. Америку, конечно, в расчет не брали, поскольку это совсем другая история, и там Фокус был далеко не на первых, и даже не вторых позициях. Американский автомобиль даже выглядел совсем по-другому.
Европейский Фокус 3 был представлен в Детройте в январе 2010 года, он представлял собой развитие новой концепции концерна. Автомобиль стал более динамичен внешне, хотя и сохранил схожесть с Мондео, но на нашем рынке это скорее плюс, чем минус. Лучше быть маленьким Мондео, чем большой Фиестой. К этому добавились абсолютно новая оптика, галогенки были заменены на биксенон, а дневные ходовые огни стали светодиодными.
Интерьер тоже изменился до неузнаваемости. Водительское место стало больше похоже на рабочее кресло раллийного пилота — заниженная посадка, интересное решение панели приборов, а салон теперь можно выбрать в трех обивках — велюровой, кожаной и комбинированной. Добавлена декоративная подсветка, поэтому теперь нет необходимости лепить светодиоды, все уже вмонтировано с завода. Рулевая колонка регулируется в двух плоскостях, что было недоступно во втором поколении, это же касается и водительского кресла. Кроме того, анатомия кресла изменилась и стала более спортивной — более развита поясничная поддержка, отлично регулируется подголовник, а усталость в шейных мышцах осталась в прошлом. Приятной мелочью в салоне нового Фокуса стало наличие USB-разъема прямо в бардачке. Это позволяет оставить телефон на зарядке, и при этом закрыть его там от глаз подальше.
Как и в предыдущих поколениях, линейка моторов чрезвычайно богата и представлена как дизелями, так и бензиновыми агрегатами. Но настоящей новинкой стал EcoBoost SCTi — совершенно необычный и прогрессивный двигатель, который в паре с преселективной КПП передает крутящий момент на передние колеса через систему двойного сцепления. При этом расход топлива по трассе не превышает 6 литров, а в городском режиме 1,6-литровый бензиновый мотор просит не более, чем 8 литров. Другие версии также не отличаются особенным обжорством.
Эксплуатация и прочие фокусы
Третье поколение только набирает обороты на нашем рынке, но тенденции продаж говорят о том, что перспектива у автомобиля отличная. По опыту эксплуатации, особенностями Форд Фокус 2 стали только некоторые проблемы с новыми двухлитровыми двигателями. Как показал послеполетный разбор Форд Фокус у официалов, виной всему ставала некачественная охлаждающая жидкость, которая через 40-50 тысяч просто разъедала перегородку водяной рубашки блока цилиндров.
Отзывы о Форд Фокус автомат второго поколения показали, что коробка вполне надежна, но требует обязательного соблюдения регламента обслуживания и заправки только качественным фирменным масло. Поэтому, если есть желание купить Форд Фокус с пробегом, то автоматической коробки бояться не стоит, тем более, если учесть, сколько стоит новый Фокус, а это около $25.000, в зависимости от комплектации, то подержанная машина выглядит не менее заманчиво.